Колизей начали дербанить на стройматериалы уже в IV веке. Примерно в начале пятого века гидравлическая и канализационная система в юго-западном секторе уже не действовали, а трубы и задвижки исчезли. В 484 и 508 гг городской префект Венанций Базилий провел последние крупные ремонтные работы - чинили арену и подиум, поврежденные землетрясением. Для этого остатки колоннады демонтировали, колонны и осколки скатили в основание арены и засыпали землей. Когда в 1810-14 годах раскапывали арену, обнаружил три слоя вдоль главной оси арены. До слоя Венанция Базидия добрались в 1874-75 гг, и обнаружили 70% колонн верхнего портика чердака, ряд надписей, блоки травертина и туфа, деревянные элементы и детали подземных машин. Там ьакже были остатки около 20 огромных колонн, капители которых упали сверху.
Подземные помещения были засыпаны и повреждены землетрясением иоставались нетронутыми 1300 лет.
В начале VI в Рим опустел и уже во времена Теодориха в Колизее провели учет материалов. Для повторного использования там было много пиленого травертина, толстые мраморные плиты, которые покрывали коридоры, блоки туфа, свинцовые трубы, металлические граппы, которые скрепляли блоки травертина, даже кирпичи.
Удивительно, но сокрушение и растаскивание древностей стало масштабным в тот самый момент, когда гуманисты Возрождения поняли ценность римского наследияВ VI-IX вв. единственным стабильным институтом была Церковь. Известно, что папа Григорий Великий ввел практику утилизации древних храмов и базилик, превращая их в христианские церкви. По-видимому, это подтверждается названием, вырезанным на колонне с юго-восточной стороны: «GERONTI V S». Это имя относится к важному Геронтию (V S означает VIRI SPECTABILIS), который получил концессию на демонтаж сооружения и использование Колизея в качестве карьера. Однако амфитеатр все еще использовался: в 519 году Евтарих (предполагаемый зять Теодориха) и в 523 году Аниций Максим отмечали свое консульство в Колизее, лишенном колоннады и серьезно поврежденном. В любом случае, потомок Аниция были последним, кто проводил празднество в Колизее.
В оставшиеся Теодориху годы арена заполнилась мусором т.к. вышла из строя канализация, и подиум стал частью дороги, ведущей на Целий.
Во время готских войн (535-553)исчезла металлическая арматура, скрепляющая блоки. Северный коридор стал крытым переходом к дороге, проходившей внутри амфитеатра, а внутренние коридоры превратились в дома и конюшни. Многие лестницы были снесены, а само здание разделили на сектора. Так оно существовало в VI - XI вв., и все это время из него добыали материалы.
Между 6 и 13 веками уровень земли поднялся на 1,3 метра. Недавние раскопки обнаружили, что этот слой все еще нетронут, несмотря на все раскопки и расчистки на протяжении веков. Найдены фрагменты керамики, датируемые 12-13 веками.
К концу шестого века город потерял значение и население. Рим превратился в маленький компакиный городок, окруженный полями, садами, руинами и фермами, и это живописное состояние он сохранял до конца девятнадцатого века.
Колизей остался за пределами средневекового города, который располагался на берегах реки.
Землетрясения в 801 и 847 годах, вероятно, нанесли немалый ущерб. Амфитеатр начал зарастать, в нем поселились дикие животные - говорят, даже волки. Уровень земли медленно рос и дошел почти до верха арок первого этажа.
В средневековье все воспоминания о назначенииамфитеатра были утеряны, и люди представляли, что здание было храмом, посвященным Богу Солнца или дьяволу. В этот период городские гиды описывают Колизей как круглый храм, посвященный нескольким богам, который когда-то был покрыт бронзовым или медным куполом. Именно тогда сложилось множество легенд вокруг странного круглого здания, называемого Дворцом Тита и Веспасиана, храмом демонов, местом оккультных практик ... и многим другим.
Между концом 9-го и началом 10-го века здание теперь принадлежало церкви Санта-Мария-Нова, и сохранились документы о продаже и аренде домов внутри него. Именно в это время амфитеатр стал называться Колизеем.
Дома Колизея были с одним или двумя этажами (domus solaratae), иногда с огородом, двором и камином. Их было много: ввдоль северного фасада такие дома составляли сплошную линию, как современные рядные дома; следы их крыш все еще отчетливо видны на некоторых арках на первом этаже. Жили а них в основном ремесленники: кузнецы, сапожники, рабочие.
В 1084 году армия из 36 000 норманнов под предводительством Роберта Гискарда разграбила Рим и опустошила районы между Колизеем и Латераном. Город попал в руки баронских семей (Крешенци, Каэтани, Савелли и др.), которые постоянно сражались друг с другом и жили в крепостях с высокими башнями. Колизей захатила семья Франджипани и превратила его в укрепленную резиденцию, - два этажа на восточной стороне. Помимо этого, Франджипани огородили стенами обширнцю территорию, включая Палатинский холм, Большой цирк и даже некоторое время даже Торре деи Милиция на Рынках Траяна.
В 1144 году горожане изгнали из города баронские семьи, а Колизей объявили собственностью Рима. Но в 1159 году Фрвнджипани вернулись и вновь заняли его! В 1216 году семья Аннибальди попыталась выбить Франджипани из Колизея; они бодались до конца века, но когда Аннибальди в 1312 г захватили амфитеатр, Церковь потребовала вернуть - и получила! - свое имущество.
1231 году часть фасада на юго-западной стороне обрушило землетрясениея, но наибольший ущерб был нанесен еще одним землетрясением в 1349 году, которое сильно повредило город и разрушило множество внешних арок амфитеатра. Свидетельства об этом есть в письме Франческо Петрарки. Огромная масса мусора была названа "Coxa Colisei" и использовалась в качестве травертинового карьера до 18-го века.
В 14 веке Орсини и Колонна получили разрешение добывать камни и мрамор. В 1362 году Жиль Альварес Каррильо де Альборноз, епископ Орвието, пожаловался в письме папе Урбану V, что покупателей на камни Колизея нет и что только Франжипани дают заказы на мрамор для строительства дворца.
Из-за постоянной внутренней борьбы между римскими семьями и конфликта между папством и французской короной папа Климент V уехал из Рима в Авиньон. В этот период экономика города потерпела крах, прежде всего из-за нехватки паломников, население сократилось до 17 000. Район снова стал опасным и жестоким местом.
В этот момент Сенат города решил вернуть себе территорию и поручил эту задачу Братству (Arciconfraternita) св. Спасителя у Санкта Санкторум. Это была ассоциация благочестивых и уважаемых граждан, которые управляли больницей рядом с Латеранским и некоторыми школами. Ассоциация в 1382 году она получила треть здания. Еще треть принадлежала Апостольской палате (главное финансовое учреждение пап), а последняя треть - Сенату Рима.
Братство получило концессию на использование камней, большой источник прибыли.
Интересно, что концессия на эксплуатацию амфитеатра-каменоломни была возобновлена в 1606 году, в награду за дар Братства народу Рима - камни Колизея для строительства Сенатского дворца на Капитолии.
В 1439 году взяли материалы для постройки Сан-Джованни, и с этого времени Колизей стал стройматериалом для бесчисленных церквей и дворцов - мрамор, туф, кирпич снова шли в дело.Только в 1451-1452 гг. из амфитеатра вывезли 2522 телег с материалом для строительства собора Святого Петра и городских стен. Удивительно, но сокрушение и растаскивание древностей стало масштабным в тот самый момент, когда гуманисты Возрождения поняли ценность римского наследия.(с)
www.facebook.com/notes/tatyana-danilova/%D0%BA%...