13.11.2017 в 00:00
Пишет
Константин Редигер:
III.
В 79 году нашей эры произошло извержение Везувия - ну это все знают. Известно и то, что под пеплом тогда оказалось довольно много людей - и в последнее время их начали изучать самыми современными методами. Так, скажем, исследование ДНК двух помпейских девушек, обнявшихся перед смертью, показало, что это были никакие не девушки, а вовсе даже юноши. Собирают деньги на изучение одного из найденных богатых помпейских покойников (условно его называют Плинием Старшим, хотя вряд ли это он). В общем, там много интересных открытий впереди, но о девушке, про которую я хочу сегодня рассказать, ДНК-анализ ничего не расскажет, потому что она была ненастоящая.
дальше - третья (и последняя) история о связности мираВ 1939 году один из итальянских археологов, работавший в Помпеях, нашел там вот такую фигурку:

Думаю, и без моих пояснений вы догадались, что фигурка индийская. Действительно, так оно и есть. Скорее всего, сделана она была в северной Индии. Во-первых, есть похожие (но не идентичные) по иконографии образцы, найденные на территории, например, современного Афганистана, бывшего в те времена важным центром цивилизации. Во-вторых, на статуэтке есть пометка, буква кхарошти. Это письменность, развившаяся на арамейской основе и использовавшаяся в Северной Индии и прилегающих к ней областях Средней Азии. Зачем была сделана пометка - не очень понятно, но, вероятно, статуэтка на самом деле была частью чего-то. Может быть, подставки или столика, чем-то вроде ножки. А буквами помечали детали или места креплений (сразу воображается каталог из Икеи с задумчивым человечком в тоге).
Первый вопрос, который встает, понятен: когда была сделана статуэтка? Сказать точно сложно, но ясно, что не позже 79 года нашей эры, и вряд ли существенно раньше - в I веке до нашей эры или в I веке нашей. Есть и другие мнения, но они не очень популярны.
Второй вопрос сложней и интересней: как она попала в Рима? Тут вариантов больше. В принципе, она могла пройти долгим путем через Среднюю Азию и Ближний Восток - а в помпейской округе как раз была небольшая колония набатеев, ближневосточного народа.
Но столь же вероятно, что все было наоборот: из Северной Индии она отправилась на юг, где перешла из рук в руки в ходе тамошних войн. Но в конечном счете там ее и купили римляне. Античные торговые экспедиции в Южную Индию известны - они описаны в римских документах, а в самой Южной Индии находили римские монеты той же эпохи. А рядом с Помпеями был город Путеолы, в котором при Домициане устроили целый склад для индийских товаров. Так что в отличие от истории со шведским Буддой, тут, скорее всего, никаких хитростей не было: кто-то сплавал из Италии в Индию и вернулся с красивой статуэткой (ну или отличным столиком). Был ли это хозяин помпейского дома, где ее нашли? Очень может быть: на стене того же здания обнаружен и рисунок корабля. Купец, моряк? Может и просто покупатель. Но так или иначе, добыв статуэтку, он положил ее в сундук - и молодец, а то бы она до наших дней могла и не дожить.
Самый сложный вопрос - третий. Кто это, собственно, изображен? В 1939 году, когда статуэтку нашли, ее назвали Лакшми. С тех пор в исторических работах все ее так называют, но в последнее время исследователи все больше сомневаются в том, что это на самом деле Лакшми. Не очень она похожа на то, как должны были Лакшми изображать. Некоторые поэтому предлагают считать ее якши - это целая категория полубожеств, которые помогают богу Кубере и способствуют плодородию (ну и сексуально окрашены, само собой). Наконец, самая интересная на мой взгляд версия предполагает, что это может быть и изображение настоящей женщины. Почему бы, собственно, нет? Чьей-то жены в гареме или гетеры - судя по написанной парой столетий позже Камасутре, в Индии начала нашей эры их было немало. Во всяком случае пока, кажется, никто не смог доказать, что "Помпейская Лакшми" не может быть настоящей женщиной. Но кем бы она ни была на самом деле, римлянин, хранивший ее в своем доме, надо полагать, считал ее Венерой. Что с ним стало? Это неизвестно. Насколько мне известно, в "Доме индийской статуэтки" никаких тел не нашли. Может быть, спасся - и жалел потом всю жизнь об индийской вещице, которую оставил дома. А может и не думал о ней вовсе: им там, в Помпеях, и без статуэток было о чем жалеть.
URL записиПишет
Marcus Brutus:
13.11.2017 в 04:44
В принципе, она могла пройти долгим путем через Среднюю Азию и Ближний Восток - а в помпейской округе как раз была небольшая колония набатеев, ближневосточного народа.
---
Был ещё т.н. "Великий индийский путь" - торговый путь из Северной Индии через Бактрию и Маргиану, с восточного на западный берег Каспия, через Южный Кавказ (в Фасисе, это греческий полис-порт на Риони,, по Псевдо-Скимну, было много индийцев и бактрийцев) и далее по черному Морю через Гераклею и Византий в Средиземное (то есть он был явно проложен в обход Персии и державы Селевкидов, не через Ближний Восток, действовал по эпоху Кушан). На всем протяжении пути есть находки изделий из слоновой кости, предметов искусства и греко-бактрийских монет. Я о нём читал в недавно вышедшей книге Ртвеладзе, в сети ее, к сожалению, не нашёл. Там, кстати, в вашу коллекцию, есть рассказ о самой восточной римской надписи - граффити Гая Рекса из XV Аполлониева легиона в Митреуме в Кара-Камаре (Узбекистан).
URL комментария
@темы:
Кросспост,
Интересное